Показать меню

Щуркова Надежда Егоровна

17.03.2023
0

Надежда Егоровна Щуркова (13 декабря 1937 г., Москва — 28 января 2021 г., Москва) — профессор, доктор педагогических наук, российский ученый в области педагогики.

Биография

В 1960 г. Н. Е. Щуркова окончила Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина.

По распределению работала учителем русского языка и литературы в сельской школе Чарышского зерносовхоза Алтайского края. Затем поступила в аспирантуру Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина и в 1965 году защитила кандидатскую диссертацию по педагогике, специальность 13.00.00, на тему: «Нравственные упражнения в системе воспитания подростка». В 1987 году защитила докторскую диссертацию по педагогике, специальность 13.00.01, на тему: «Система воспитания нравственных отношений современного школьника».

На протяжении четырёх десятилетий Н. Е. Щуркова работала в МГПИ им. В. И. Ленина ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, профессором кафедры педагогики высшей школы. Затем трудилась в Педагогической академии после дипломного образования и Институте открытого образования.

Н. Е. Щуркова педагог, ученый — исследователь в области нравственного воспитания детей, автор — разработчик научной концепции «Педагогика высокого полета».

Стержневая идея исследовательской концепции Надежды Егоровны — формирование образа жизни, достойной Человека — нашла отражение и практическое воплощение в деятельности школ Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья. Воспитание определяется как целенаправленное восхождение ребёнка к нравственности, как развитие способности жить и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Основу содержания воспитательного процесса составляют три направления: философическое, диалогическое и этическое воспитание. У школьника развивается способность видеть за фактом — явления жизни, за явлением — закономерности, а за закономерностями «распознавать основы жизни Человека». Н. Е. Щуркова разрабатывала проблемы воспитания подрастающего поколения и вопросы профессионального образования педагога. Основные идеи: ценностные отношения как содержание воспитания, педагогическая технология учителя, системно-структурное построение программы воспитания, методика социально-психологической игры, деятельность группы как совокупного субъекта и др.

Исследования последних трёх десятилетий касались ценностно-смысловой сферы школьника, его нравственного становления как «человека человечества». Н. Е. Щуркова занималась реализацией идей образовательной инициативы «Наша Новая школа» (2010 г.), где положено начало переосмыслению теоретико-методологических и организационных основ нового воспитания в школе будущего. Труды Н. Е. Щурковой используются в практике работы школ, вузов, ссузов, учреждений дополнительного образования Российской Федерации и стран СНГ.

Основные труды:

  • «Культура современного урока» (1997)
  • «Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии» (1998)
  • «Собранье пестрых дел» (1996, 1998)
  • «Программа воспитания школьника» (1998, 2010)
  • «Практикум по педагогической технологии» (1998, 2001)
  • «Классное руководство. Настольная книга учителя» (1999)
  • «Формирование жизненного опыта у учащихся» (2002)
  • «Педагогическая технология» (2005)
  • «Нежная педагогика» (2005)
  • «Классное руководство: игровые методики» (2005)
  • «Классный час: поговорим о жизни» (2008)
  • «Профессиональное мастерство классного руководителя» (2007)
  • «Профессиональный журнал работы классного руководителя, 1- 4-й классы и 5-11-й классы» (2008)
  • «Обучение в процессе воспитания школьника. Руководство для заместителя директора школы по учебному процессу. Воспитательный процесс в школе» (2011)
  • «Новое воспитание в Новой школе» (2012)
  • «Нравственные основы жизни человека: учебное пособие для 4-5 классов» (2012)
  • «Педагогическая диагностика личностного развития младшего школьника» (2013)
  • «Педагог нового воспитания» (2014)
  • «Педагогика высокого полета» (2015)
  • «Восхождение к нравственности» (2016)
  • «Воспитание — XXI век. Методика и искусство» (2016)
  • «Педагогические парадоксы» (2017)
  • «Педагогика. Игровые методики в классном руководстве» (2017)
  • «Горизонт воспитания» (2018)
  • «Жизнь и воспитание» (2019)
  • «Речь педагога» (2019)
  • «Система достойного воспитания» (2020)
  • «Педагогические технологии» (2020)
  • «Педагогика. Воспитательная деятельность педагога» (2020)
Еще по этой теме:
Зарецкая, Елена Наумовна
16:00, 06 ноябрь
Зарецкая, Елена Наумовна
Елена Наумовна Зарецкая (род. 14 апреля 1952, Москва, СССР) — профессор, доктор филологических наук, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин РАНХ и ГС при Президенте РФ. Биография В
Амфитеатрова, Надежда Фёдоровна
14:00, 13 октябрь
Амфитеатрова, Надежда Фёдоровна
Надежда Фёдоровна Амфитеатрова (1932—1992) — советская учёная-микробиолог, доктор медицинских наук (1974), профессор (1976). Автор более 100 трудов по микробиологии и иммунологии респираторных
Васильева, Дора Егоровна
06:00, 21 сентябрь
Васильева, Дора Егоровна
Дора Егоровна Васильева (1938—2018) — советский и российский учёный-литературовед, доктор филологических наук, член Союза писателей России. Биография Родилась 12 декабря 1938 года в Вилюйске
Прозорова, Наталия Сергеевна
05:00, 21 апрель
Прозорова, Наталия Сергеевна
Наталия (Наталья) Сергеевна Прозорова (укр. Наталія Сергіївна Прозорова; 1922—2006) — советский и украинский учёный, доктор юридических наук (1985), профессор (1986). Занималась исследованиями
Соколова, Мария Александровна
00:00, 25 август
Соколова, Мария Александровна
Мария Александровна Соколова (род. 10 [23] марта 1894, Вологда — 24 марта 1970, Ленинград) — советский лингвист, специалист по истории русского языка. Доктор филологических наук (1953),
Еськова, Наталья Александровна
23:54, 12 декабрь
Еськова, Наталья Александровна
Наталья Александровна Еськова (род. 2 января 1930, Москва) — советский и российский лингвист. Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела культуры русской речи ИРЯ имени В. В.
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: