Показать меню

M3 (бронетранспортёр)

04.05.2023
0

M3 (англ. Half-Track Personnel Carrier M3) — полугусеничный бронетранспортёр США периода Второй мировой войны.

Создан в 1940—1941 годах параллельно с почти идентичным ему по конструкции полугусеничным бронированным артиллерийским тягачом M2. Серийное производство M3 продолжалось с 1941 по 1944 год, всего выпущено 26270 бронетранспортёров М3, M5 и M9 разработки фирмы Интернэйшнл харвестер (International Harvester Company) и не считая почти пятнадцати тысяч машин специального назначения на их базе.

Во время Второй мировой войны M3 и машины на его базе в значительных количествах поставлялись союзникам США по ленд-лизу, немалое количество бронетранспортёров продано другим странам и в послевоенное время. Хотя почти во всех странах, использовавших M3, он снят с вооружения, на 2007 год отдельные страны всё ещё имеют бронетранспортёры этого типа в армиях.

История создания и производства

Бронетранспортеры выпускали четыре фирмы:

Autocar: М3 (1941 — 3585, 1942 — 921, 1943 — 1992), М3А1 (1943 — 300), M3/M3A1 75mm GMC, T28E1 CGMC, M15/M15A1 CGMC.

Diamond T Motor Car Company: М3 (1941 — 1087, 1942 — 3985, 1943 — 3581), М3А1 (1943 — 1737, 1944 — 825), T19 105mm HMC, T48 57mm GMC.

White Motor Company: М3 (1941 — 100, 1942 — 53), М4/М4А1 MMC, М21 MMC, T30 75mm HMC, T10E1 MGMC, M13 MGMC, M16 MGMC.

International Harvester: М5, М5А1, М9, М9А1, M14 MGMC, M17 MGMC.

*108 из них были получены путем переоборудования Т30 75 mm HMC

**Фактически произведено 26270 машин.

Кроме того на шасси бронетранспортеров выпускалось несколько видов самоходных установок различного назначения.

*Из них 568 переделаны из М13.

**Переделаны из Т10Е1.

***Переделаны из М13.

****Фактически произведено 14297 машин.

Всего, с мая 1941 по март 1944 года изготовили 53625 машин всех модификаций, включая M2.

Описание конструкции

M3 имел классическую капотную автомобильную компоновку, с передним размещением моторно-трансмиссионного отделения, центральным — отделения управления и кормовым — десантного отделения. Штатный экипаж бронетранспортёрных модификаций, включавший десант, составлял 13 человек.

Броневой корпус

M3 имел лёгкое противопульное бронирование. Корпус бронетранспортёра собирался из катаных листов поверхностно закалённой броневой стали, в основном толщиной 6,35 мм, за исключением лобового листа отделения управления, чья толщина составляла 12,7 мм. Форма корпуса в целом повторяла форму грузового автомобиля и не имела рациональных углов наклона. Борта и корма корпуса были вертикальными, лобовой лист моторного отделения, состоявший в основном из жалюзи воздухозаборника, имел наклон 26° к вертикали, а лобовой лист отделения управления — 25°. Крыша над десантным отделением и отделением управления отсутствовала, за исключением козырька над лобовой частью последнего, имевшего наклон 83°. Какого-либо бронирования днища бронетранспортёр не имел. Посадка и высадка экипажа осуществлялась в две двери в бортах отделения управления и дверь для десанта в кормовом листе корпуса.

Вооружение

Пулемёт Браунинг M2HB калибра 12,7 мм. Смонтирован на станке M25 между сиденьями водителя и командира.
Пулемёт Браунинг M1919A4 калибра 7,62 мм. Установлен на таком же станке в корме машины.
Реактивный гранатомёт Базука.
Возимый боекомплект: 700 патронов калибра 12,7 мм, 4000 патронов калибра 7,62 мм, 540 патронов калибра 9 мм, 22 гранаты, 26 противотанковых мин.

Средства наблюдения и связи

Двигатель и трансмиссия

На бронетранспортёре установлен карбюраторный двигатель Уайт 160 AX.
Число/расположение цилиндров — 6/рядное
рабочий объём — 6322,5 см³
мощность — 93,4 кВт (127 л.с.) при 3000 об/мин.
Трансмиссия: 4-х скоростная механическая, 2-х скоростной демультипликатор в одном блоке с раздаточной коробкой, однодисковое сухое сцепление с механическим приводом.

Ходовая часть

В ходовой части используются автомобильные мосты «Тимкен». Ведущий передний мост Тимкен F-35-HX-1. Подвеска — рессорная совместно с гидравлическими амортизаторами (двумя).
Гусеничный движитель — задний мост Тимкен 56410-BX-67, ведущие колёса — передние, направляющие колёса с натяжным механизмом — задние, один поддерживающий каток на борт, 4 сдвоенных обрезиненных опорных катка на борт, гусеница — резинометаллическая шириной 300 мм с грунтозацепами. Подвеска балансирная с буферными пружинами.

Модификации

М3А1 — бронетранспортёр с турельной установкой с бронещитом М49 с пулемётом Браунинг M2HB. Монтировалась над сиденьем командира.
М3А1Е1 — установлен дизельный двигатель.
М3А1Е2 — установлена бронированная крыша боевого отделения.
М3А1Е3 — бронетранспортёр с 37-мм противотанковой пушкой.
М3А1 command car — машина управления с усиленным бронированием.
М3А2 — разработан для замены бронетранспортёров М3, М3А1, М2, М2А1. Десантное отделение переоборудовано.

Машины на базе М3

75-мм самоходное орудие М3 (выпущено 2202 шт.). На специальном лафете на коробчатом постаменте за отделением управления установлена пушка М1897А4 (модернизированный вариант французской 75-мм полевой пушки обр.1897 г.). Постамент приподнят, что позволяет вести огонь прямой наводкой. Некоторые изменения в конструкции по сравнению с базовой моделью бронетранспортёра М3:

  • шарнирные петли в нижней части рамы лобовых окон для откидывания рамы на капот при стрельбе;
  • в самой раме вверху вырезано углубление для большего угла наклона орудия;
  • 2 топливных бака изменённой формы ёмкостью 113,4 л размещены в углах кормовой части боевого отделения на надгусеничных полках;
  • на каждом борту и кормовой двери смонтированы по одному откидному сиденью для двух наводчиков и заряжающего;
  • с середины боевой рубки и до кормовой стенки корпуса уровень пола значительно выше днища машины — под откидными панелями пола хранились ящики с выстрелами для орудия, запасные части, инструменты и личные вещи экипажа;
  • фары с защитными решётками для движения в тёмное время суток размещены по обе стороны бронекапота и выполнены съёмными (так как при стрельбе фары выходили из строя, то перед стрельбой снимались).

Наведение орудия осуществляли 2 наводчика, которые располагались по обе стороны казённой части орудия. Правый наводчик наводил по вертикали, левый наводчик наводил по горизонтали. Место левого наводчика было оборудовано приводами для наведения в обеих плоскостях. Позже левый привод вертикальной наводки был ликвидирован.

Углы наведения орудия: по горизонтали сектор в 40° (19° влево и 21° вправо от продольной оси машины); по вертикали сектор от −10° до +29°. Откат орудия составлял 1,17 м, что требовало крайней внимательности заряжающего, чтобы не попасть под удар казённика. Максимальная дальность стрельбы бронебойным снарядом — 1000 м. Бронепробиваемость по нормали на расстоянии 900 м составляла 76 мм. Боекомплект — 59 выстрелов (фугасные, бронебойные, дымовые боеприпасы) располагались в боеукладке в пьедестале под лафетом орудия (16 выстрелов) и в индивидуальных цилиндрических транспортировочных контейнерах в ящиках в задней части боевого отделения (остальные). Стрельба по закрытым целям велась с помощью панорамного прицела М12А6. Для стрельбы прямой наводкой использовался телескопический прицел М33.

Боевой опыт применения машины на Филиппинах потребовал обеспечить более надёжную защиту орудийного расчёта. В результате штатный броневой щит орудия был заменён на изогнутый бронещит большого размера с крышей и боковыми экранами, которые образовывали открытую сзади неглубокую рубку.

Опыт применения самоходной пушки М3 в Северной Африке показал, что в качестве истребителя танков она никуда не годится. Низкая начальная скорость снаряда старого орудия делало траекторию полёта снаряда дугообразной, что превращало поражение движущейся цели в весьма проблематичное дело. Машины были выведены из состава противотанковых частей и использовались как средства огневой поддержки пехоты.

Т12 — первые 39 машин. Сохранён штатный бронещит 75-мм орудия. Использовались для обучения экипажей. Часть машин участвовала в боях на Филиппинах.
Т30 — установлена 75-мм гаубица М8. Выпущено 500 самоходных гаубиц Т30.
Т19 — установлена 105-мм гаубица М2А1. Выпущено 324 машины.

57-мм самоходное орудие Т48 — в десантном отделении установлено шестифунтовое орудие Mk.V. В 1942-1943 гг. выпущено 962 машины, из них 650 отправлены в Великобританию по программе ленд-лиза, а остальные 282 — переоборудованы в стандартные бронетранспортёры М3А1. В свою очередь британцы оставили на вооружении 30 шт., а остальные отправили в СССР, где машина получила обозначение СУ-57.

М4 — 81-мм самоходный миномёт. Выпущено 572 машины.
М4А1 — 81-мм самоходный миномёт с усиленным днищем для стрельбы непосредственно из боевого отделения. Выпущено 600 машин.
М21 — 81-мм самоходный миномёт с поворотным лафетом. Выпущено 110 машин.
М13 — зенитная самоходная установка, вооружённая двумя 12,7 мм пулемётами Браунинг М2НВ. Выпущено 1103 машины.
Т10 — зенитная самоходная установка, вооружённая спаренной системой 20-мм пушек. Выпущено 110 машин. Все переоборудованы в М16.
Т28Е1 — зенитная самоходная установка, вооружённая 37-мм автоматической пушкой М1А2 и двумя 12,7-мм пулемётами водяного охлаждения. Выпущено 80 машин.
М15 — зенитная самоходная установка, аналогичная Т28Е1, отличавшаяся круговым броневым прикрытием вооружения. Выпущено 600 машин.
М15А1 — ЗСУ аналогична М15, использовалось шасси бронетранспортёра М3А1, применён другой прицел, внесены изменения в конструкцию комбинированной орудийной установки. Имеет более низкий силуэт и меньшую массу, чем М15. Выпущено 1652 машины.
М16 — счетверённая ЗСУ, вооружённая 12,7-мм пулемётами Браунинг М2НВ. Состояла на вооружении зенитно-артиллерийских батальонов до 1950 года. Выпущено 3614 машин.

TCM-20 — израильский вариант ЗСУ на базе М3, вооружённый двумя 20мм автопушками Hispano-Suiza.

Zahlam M3 (Tager) — израильский носитель ПТУР на базе M3, вооружённый управляемыми ракетами Nord SS.11

Эксплуатация и боевое применение

M3 был основным бронетранспортёром войск США во Второй мировой войне. В СССР поставлено по ленд-лизу 2. Иногда его путают с колёсным М3 Скаут Кар, который стал самым массовым и популярным бронетранспортёром Красной Армии. После окончания Второй мировой войны оставался на вооружении США до 1950-х годов, поставлялся странам-союзникам США по программам военной помощи. Использовался в войне в Корее, Алжире, Индокитае и в армии Израиля в войнах 1948, 1956, 1976 и 1982 годов

По состоянию на 2013 год 20 шт. всё ещё оставалось на вооружении Парагвая.

  • Шасси БТР без бронекорпуса

  • 75-мм противотанковая САУ M3

  • 120-мм самоходный миномёт на базе M3

  • Бронетранспортёр M3A1 в музее в Кубинке

  • Полугусеничная ЗСУ M17 на базе M3 в Кубинке

  • Полугусеничная САУ T-48 на базе M3 в Кубинке

Еще по этой теме:
Ахзарит
04:00, 26 апрель
Ахзарит
«Ахзарит» (ивр. ‏אכזרית‏‎ — «жестокая») — израильский тяжёлый гусеничный бронетранспортёр на базе трофейных танков Т-54 и Т-55, захваченных у арабских стран. История создания
Лехел
09:00, 14 февраль
Лехел
43M Lehel — венгерский бронетранспортёр времён Второй мировой войны. Появился в мае 1943 года после принятия на вооружение танков «Туран» и «Толди» в целях создания немецкого аналога полугусеничных
Хо-Ха
19:44, 13 декабрь
Хо-Ха
Полугусеничный бронетранспортёр Тип 1 (яп. 一式半装軌装甲兵車), «Хо-Ха» (яп. ホハ) — японский бронетранспортёр периода Второй мировой войны. История В 1941 году по запросу японских военных, началась
Браунинг M1919
13:29, 06 декабрь
Браунинг M1919
Браунинг M1919 (англ. Browning M1919) — версия пулемёта Браунинг M1917 с воздушным охлаждением ствола. История Пулемёт M1919 был принят на вооружение после Первой мировой войны и использовался
76-мм танковая пушка образца 1941 года (ЗИС-5)
20:17, 04 декабрь
76-мм танковая пушка образца 1941 года (ЗИС-5)
ЗИС-5 — 76-мм танковая пушка, разработанная в 1940-1941 годах КБ В. Г. Грабина для замены пушки Ф-32 в серийных танках КВ-1. История разработки Директива НКВ №164сс от 14 июня 1940 года
T48 (САУ)
05:18, 02 декабрь
T48 (САУ)
T48 (англ. 57mm Gun Motor Carriage T48) — американская самоходная артиллерийская установка (САУ), класса противотанковых САУ, времён Второй мировой войны. Была создана Абердинским полигоном в 1942
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: