Показать меню

Дрейфусовская модель приобретения навыков

Дрейфусовская модель приобретения навыков — это модель получения студентами навыков и умений с помощью формального обучения и практики. Братья Стюарт и Губерт Дрейфус предложили эту модель в 1980, работая во влиятельном центре Исследования Операций Университета Калифорнии (Беркли), для офиса научных исследований ВВС США. Модель предполагает, что человек проходит через пять различных этапов: новичок, продвинутый начинающий, компетентный, опытный, эксперт.

Уровни

Новичок (Novice). Новички очень переживают за свою успеваемость. Их опыта недостаточно, чтобы двигаться в правильном направлении и они не знают, будут ли их поступки правильными. Новички обычно не хотят учиться, зато хотят достичь мгновенного результата. Они не знают, как реагировать на ошибки и поэтому легко сбиваются с толку, когда что-то идет не так. Зато они могут быть достаточно эффективными, когда им предоставлен набор контекстно независимых правил в форме «в случае ХХХ, делай УУУ». Другими словами им необходим рецепт или алгоритм.

Продвинутый начинающий (Advanced beginner). Продвинутые начинающие начинают уже понемногу отступать от фиксированных правил. Они могут попробовать какие-то задачи самостоятельно, но у них все еще есть трудности с устранением проблем, которые возникают. Начинающие могут воспользоваться советами в правильном контексте, учитывая свой опыт подобных ситуаций, но чуть-чуть. И хотя они уже начинают формулировать какие-то общие принципы, они все еще не видят «всей картины». Если попытаться предоставить им более широкий контекст — они отмахнутся от него, как от неуместного.

Компетентный (Competent). Компетентные строят правильные модели проблемной области и эффективно ею пользуются. Способны устранять проблемы, с которыми раньше не сталкивались. О людях на этом уровне часто говорят, что они «имеют инициативу». Они могут учить новичков. Правда, им ещё не хватает опыта, чтобы удачно расставить приоритеты при решении задач. Собственно говоря, именно с этого уровня человека можно уже назвать инженером — компетентные решают задачи, а не работают по алгоритму.

Опытный (Proficient). Опытным необходима «полная картина» проблемной области, ведь они хотят понимать весь концепт. Они делают значительный прорыв в рамках модели братьев Дрейфус, ведь постоянно оценивают выполненную работу и пересматривают свои подходы, чтобы в следующий раз быть еще более эффективными. Они также могут учиться, используя чужой опыт. И самое главное — они всегда принимают во внимание контекст задачи. Если вернуться к программированию, то прекрасный пример иллюстрации — это использование паттернов проектирования. Только опытные используют их исключительно там где надо, а не бездумно и повсеместно.

Эксперт (Expert). Эксперты — основной источник знаний и информации в любой сфере. Они непрестанно ищут всё лучшие и лучшие методы работы. Они всегда применяют весь свой огромный багаж знаний в правильном контексте. Они пишут книги, статьи и проводят семинары. Эксперты руководствуются интуицией. Доктор Хаус с одного взгляда на пациента (или вообще его медицинскую карту) мог поставить диагноз — типичный пример эксперта. Эксперты работают с помощью бессознательного «сравнения с образцом» («pattern matching») по базе своего опыта. Вот только проблема в том, что функция «сравнение с образцом» асинхронная и находится в части мозга, которая не подконтрольна сознанию.

Еще по этой теме:
Топ-модель по-американски (сезон 4)
06:00, 28 октябрь
Топ-модель по-американски (сезон 4)
Топ-модель по-американски, 4 сезон — четвёртый сезон американского реалити шоу «Топ-модель по-американски». Реалити-шоу транслировалось на телеканале UPN с 2 марта по 18 мая 2005 года. Призами для
Топ-модель по-американски (сезон 14)
04:01, 23 октябрь
Топ-модель по-американски (сезон 14)
Топ-модель по-американски, 14 сезон — четырнадцатый сезон американского реалити-шоу «Топ-модель по-американски». Шоу транслировалось на телеканале CW с 10 марта по 19 мая 2010 года. Призами для этого
Правило Крама
17:34, 18 декабрь
Правило Крама
Правило Крама — правило для предсказания стереоселективности нуклеофильного присоединения к карбонильной группе, находящейся рядом с хиральным центром (1,2-асимметрическая индукция). Впервые оно было
Стюарт, Мадлен
06:04, 05 декабрь
Стюарт, Мадлен
Мадлен (Мэделин) Стюарт (англ. Madeline Stuart); род. 1996) — австралийская модель с синдромом Дауна. Первая в мире профессиональная модель с такой болезнью. Биография Родилась 13 ноября 1996 года в
Дизайн интерьера и услуги частных дизайнеров
11:43, 27 февраль
Дизайн интерьера и услуги частных дизайнеров
Все знают, что проектирование дизайна интерьера – это очень сложная задача. У многих людей просто нет навыков, необходимых для того, чтобы сделать квартиру настоящим произведением искусства.
Регрессионный метод построения педотрансферных функций (часть 3)
14:34, 13 март
Регрессионный метод построения педотрансферных функций (часть 3)
Наиболее общие требования отбора регрессионных уравнений сформулированы Дрэйпером и Смитом следующим образом: - регрессионная модель должна объяснять не менее 80% вариации зависимой переменной, т.е.
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: