Школы буддизма
Среди множества школ сохранились только школы направлений Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна (в соединении с Махаяной).
Ранние школы буддизма (никая)
- Стхавиравада — «учение старейшин», хаймавата — «гималайские»
- Вибхаджьявада (образовалась до 240 до н.э. и во время правления царя Ашоки) — «учение об анализе»,
- Тхеравада (около 240 до н.э.), считается продолжением Стхавиравады и Вибхаджьявады
- Абхаягиривада
- Махавихаравада (современная Тхеравада)
- Джетавания
- Махишасака (V век до н. э.) — «устроители земли»
- Кашьяпия (вторая половина III век до н. э.) — «последователи Кашьяпы», также суваршика «последователи Суварши»
- Дхармагуптака (III век до н. э.) — «последователи Дхармагупты» или «защитники Дхармы»
- Тхеравада (около 240 до н.э.), считается продолжением Стхавиравады и Вибхаджьявады
- Пудгалавада (около 280 до н.э.) — «учение о пудгале»
- Ватсипутрия (во время правления царя Ашоки) — после раскола во второй половине II век до н. э. стала называться Самматия — «те, которые живут в согласии»
- Дхармоттария (начало III век до н. э.) — «последователи Дхармоттары»
- Бхадраяния (вторая половина II век до н. э.) — «те, кто следуют по пути Бхадры»
- Шаннагарика (вторая половина II век до н. э.) — «из шести городов» (также Сандагирия — «из дремучего леса»)
- Авантака
- Ватсипутрия (во время правления царя Ашоки) — после раскола во второй половине II век до н. э. стала называться Самматия — «те, которые живут в согласии»
- Сарвастивада (около 237 до н.э.) — «учение о том, что всё существует» (также Вайбхашика — «последователи Комментария»)
- Непальские вайбхашики
- Вайбхашики из восточной Индии
- Вайбхашики из центральной Индии
- Кашмирские вайбхашики
- Апарантака-вайбхашики
- Бахирдешака — «иноземные учители» (также пашчатия — «живущие к западу от Кашмира», гандхарские вабхашики)
- Муласарвастивада (III — IV век) — «коренная Сарвастивада»
- Шабдика — «[последователи учения] о слове»
- Саутрантика (примерно 50 до н.э. — 100) — «опирающиеся на сутры», также санкрантивада «учение о переходе», тамрашатия «одетые в платья медного цвета», дарштантика «использующие примеры»:
- Вибхаджьявада (образовалась до 240 до н.э. и во время правления царя Ашоки) — «учение об анализе»,
Среди саутрантиков выделялись различные течения:
По признаваемому авторитету:- Агаманусарино-саутрантика (последователи писаний Абхидхармы)
- Ньяянусарино-саутрантика (последователи семи логических трактатов Дхармакирти)
- Зунзин джаннямпа (gZung ‘dzin grang mnyam pa, «равное количество объектов и субъектов»)
- Гон(г)а чецальва (sGo nga phyed tshal ba, «половинка яйца»)
- Нацог нимэпа (sNa tshogs gnyis med pa, «недвойственность многообразий»)
- Махасангхика (около 380 до н.э.) — «большая община»
- Мадхьядешика
- Экавьявахарика (во время правления царя Ашоки) — «те, чья практика [даёт результаты] в одно [мгновение]»
- Локоттаравада (III век до н. э. — «учение о том, что за пределами мира»
- Гокулика (во время правления царя Ашоки) — «из рода быка», также куккулакатха — «рассуждение о горячем пепле»
- Бахушрутия (конец III века до н. э.) — «те, кто много слышал»
- Праджняптивада (конец III века до н. э.) — «учение о том, что [все вещи суть лишь] названия»
- Чайтика (середина I века до н. э.) — «[поселившиеся на горе] с чайтьей»
- Андхака — «из Андхры»
- Апарашайла — «с западной горы»
- Уттарашайла, Пурвашайла — «с восточной горы»
- Раджагирия — «из Раджагрихи»
- Сиддхартхика
- Апарараджагирика (Ваджирия)
- Андхака — «из Андхры»
Влияние ранних школ на поздние:
Раздел Виная школы Дхармагуптака используют школы Винаи:
- Китайская Люй-цзун
- Наньшань-цзун (в доктринальном плане опирается на учение Йогачары. В XI в. Юаньчжао предпринял усилия к совмещению канонов Тяньтай и Люй и составил комментарий на труды Даосюаня для адептов Тяньтай)
- Корейская Юль-чонъ (Кеюль, Намсан)
- Японская Риссю: Тосёдайдзи-ха
- Сянбу-цзун (Сыфэньлюй-цзун) (опиралась на учение школы Чэнши)
- Дунта-цзун (опиралась на учение Сарвастивады)
- Наньшань-цзун (в доктринальном плане опирается на учение Йогачары. В XI в. Юаньчжао предпринял усилия к совмещению канонов Тяньтай и Люй и составил комментарий на труды Даосюаня для адептов Тяньтай)
Кроме того, в китайском каноне содержатся уставы Винаи школ Сарвастивада, Муласарвастивада, Махищасака, Махасангхика, Кашьяпия, Самматия
Другие влияния на поздние школы:
- Китайско-корейско-японская школа Чэнши-цзун (Сонсиль-чонъ, Дзёдзицу-сю) (сатьясиддхи/таттвасиддхи) считается ответвлением школ Саутрантика, Дхармагуптака или Бахушрутия (поглощена школами Саньлунь и Фасян).
- Китайская школа [старая] [А]питань-цзун (абхидхарма) основывалась на толковании абхидхармических текстов школы Сарвастивада
- Китайско-корейско-японская Цзюйшэ-цзун (кор. Куса-чонъ, яп. Куся-сю:) (коша) или новая питань-цзун (абхидхарма) считается ответвлением школы Сарвастивада/Саутрантика (является субтрадицией школы Фасян/Хоссо).
На китайский язык переведены также абхидхармические трактаты Дхармагуптаки и Самматии; в китайский канон вошли сутры Дхармагуптаки, Сарвастивады, Махасангхики и Кашьяпии. Все тибетские и монгольские монахи следуют винае Муласарвастивады, известна была в Тибете и «Пратимокша-сутра» локоттарвадинов и экавьявахариков. В тибетских монастырях изучается Абхидхарма-коша Васубандху, а в состав канона вошли сутры Муласарвастивады и в небольшом количестве — Тхеравады.
Тхеравада
Различные школы Тхеравады связаны с комментаторскими традициями на палийский канон или со специфической практикой. Возможна существенная разница в интерпретации правил винайи.
- Бангладеш:
- Сангхарадж-никая
- Махастхабир-никая
- Бирма:
- Тхудхамма-никая
- Випассана учителя Махаси Саядо и линии учеников — У Ба Кхин, Гоенка, en:Insight Meditation Society
- Шведжин-никая
- Чатубхуммика Махасатипаттхана Нгеттвин никая
- Дхамманудхамма Махадвая никая
- Вейлувун никая
- Дхаммавинаянулома Муладвая никая
- Дхаммаютика-никая Махайин
- Ганавимут Гадо
- Анаукчаунг Двая
- Тхудхамма-никая
- Шри Ланка:
- Сиам-никай
- Ватуравила (Махавихара Вамшика Шьямопали Васанав-никай)
- Малватта
- Асгирия
- Амарапур-никай
- Кандубода (или Шведжин Никай)
- Тапована (или Кальянавамса)
- Амарапура Сирисаддхаммаванса Маха Никая
- Амарапура Мулавамсика Никая
- Ударата Амарапура Никая
- Амарапура Сабарагаму Саддхамма Никая
- Саддхамма Юттхика (Матара) Никая
- Дадалу Парампараятта Амарапура Никая
- Амарапура Мраммавансабхидхаджа
- Амарапура Ваджираванса Никая
- Сабарагаму Саддхаммаванса Никая
- Амарапура Арияванса Саддхамма Юттика Никая
- Джулагандхи Никая
- Ударата Амарапура Самагри Сангха Сабхава
- Ува Амарапура Никая
- Амарапура Сри Дхаммаракшита Никая
- Удукинда Амарапура Никая
- Самбуддха Сасанодая Сангха Сабхава
- Амарапура Маха Никая
- Сри Кальяниванса Никая
- Рамання-никай
- Шри Кальяни Йогашрама Самстха (Галдува)
- Делдува
- Сиам-никай
- Таиланд
- Маха-никай
- Дхаммакая
- Тхаммают-никай
- Тайская лесная традиция (камматтхана) (лесные монахи есть в обеих никаях)
- Санти Асоке
- Суан Моккх
- Маха-никай
- Лаос
- Маха-никай
- Тхаммают-никай
- Камбоджа
- Моха-никай
- Тхаммают-никай
- Индия
- Маха Бодхи
- Далитское буддийское движение, Наваяна (Тхеравада с элементами Махаяны и Ваджраяны) (см. Амбедкар, Бхимрао Рамджи)
- Вьетнам
- Джетавана-вихара (Kỳ Viên Tự)
- Джетавана-вихара (Kỳ Viên Tự)
- Друзья западной буддийской общины (Тхеравада с элементами Махаяны и Ваджраяны)
Махаяна
- Мадхъямака
- Мадхьямака-рангтонг (свабхавашунья, нихсвабхававада)
- Прасангака (воззрения Гэлуг, Дрикунг Кагью, большинства сакьяпинских и части кармапинских лам)
- Сватантрика
- Саутрантика-мадхьямака-сватантрика
- Йогачара-мадхьямака-сватантрика
- Мадхьямака-жентонг (парабхава-шунья) (Маха-Мадхьямака, Парамартха-Читтаматра) (воззрение Ньингма, части сакьяпинских и большинства кармапинских лам, Другпа Кагью, Шангпа Кагью, Джонанг, Римэ)
- Сутрический женьтонг (Шакья Чхогдень из школы Сакья, опирается на «десять сутр Татхагатагарбхи» и пять книг Майтреянатхи-Асанги)
- Тантрический женьтонг (опирается на Калачакра-тантру, объединён Долпопа Шераб Гьялценом из школы Джонанг с сутрическим)
- Детонг
- Саньлунь -цзун («школа трёх трактатов»)
- Санрон -сю:— японский вариант (поглощена школой Тэндай)
- Самнон-чонъ — корейский вариант
- Мадхьямака-рангтонг (свабхавашунья, нихсвабхававада)
- теория Татхагатагарбхи («дхатувада») (см. Татхагатагарбха)
- Йогачара (Виджнянавада, Читтаматра)
- Сакаравада (тиб. Намдэнпа)
- Зунзин джаннямпа (gZung -‘dzin grang-mnyam-pa, «равное количество объектов и субъектов»)
- Гон(г)а чецальва (sGo-nga phyed-tshal-ba, «половинка яйца»)
- Нацог нимэпа (sNa-tshogs gnyis-med-pa, «недвойственность многообразий»)
- Ниракаравада (Анакаравада, тиб. Намцзунпа)
- Дижи Намцзунпа
- Диме Намцзунпа
- Сакаравада (тиб. Намдэнпа)
- Агаманусарино-виджнянавада (последователи пяти трактататов Асанги-Майтреянатхи)
- Ньяянусарино-виджнянавада (последователи семи логических трактатов Дхармакирти)
- Вэйши-цзун (виджняптиматра, «школа только-сознания», также Фасян-цзун (дхармалакшана), цыэнь-цзун; учёный Оуян Цзинъу считал Вэйши и Фасян разными школами) (сакаравада)
- Субтрадиция Куйцзи (главная линия)
- Субтрадиция Юаньцэ (Вончхыка) (ниракаравада)
- Синь вэйши лунь («новая йогачара»)
- Цзюйшэ-цзун — см. выше
- Попсан-чон (Юсик, Чаын) — корейский вариант
- Хоссо:-сю: — японский вариант
- Куся-сю: — см. выше
- Сё:току-сю: (См. Сётоку, Хорю-дзи)
- Кита-Хоссо:-сю:
- Дилунь-цзун (дашабхумика):
- Северное направление (влилось в школу Фасян)
- Южное направление (поглощено школой Хуаянь)
- Шэлунь (самграха) (слилась со школой Фасян) (ниракаравада))
- Сё:рон-сю: — японский вариант
- Вэйши-цзун (виджняптиматра, «школа только-сознания», также Фасян-цзун (дхармалакшана), цыэнь-цзун; учёный Оуян Цзинъу считал Вэйши и Фасян разными школами) (сакаравада)
- Хуаянь-цзун (Юаньжун-цзун) (аватамсака)
- Байюнь-цзун (влилась в Байлянь-цзун)
- Хваом-чон (Вŏн-юнъ) — корейский вариант
- Тэхан пульгё Вонхё-чонъ (Пŏпсŏн-чонъ (дхармата), Хэдонъ, Чунъдо) — корейская школа
- Чонхва
- Кэгон -сю: — японский вариант (заимствовала элементы Ваджраяны)
Чань / Дзэн / Сон / Тхиен (дхьяна):
- Винитаручи (Тинидалыути) — вьетнамская школа, основанная учеником третьего патриарха Сэнцаня
- Хиянсан — корейская школа, основанная учеником четвёртого патриарха Даосиня Помнаном, влилась в школу Чоге
- Нютоу-цзун (яп. Годзу) (гошринга) — школа, основанная учеником четвёртого патриарха Даосиня, придерживалась воззрения Мадхьямаки
- Школа Чжишэня, придерживалась взглядов Виджнянавады
- Школа Лаоланя, придерживалась взглядов Виджнянавады
- Школа Сюаньши, придерживалась взглядов Виджнянавады
- Северная школа (Дуншань фа мэнь, Бэй-цзун (яп. Хоку-сю:)) — основана Шэньсю, придерживалась взглядов Виджнянавады
- Южная школа (Нань-цзун) — основана Хуэйнэном, придерживалась взглядов Экаяны (см. Татхагатагарбха)
- Баотан-цзун (сычуаньский чань)
- Школа Хэшана Махаяны (тиб. ston-mun-pa, кит. упр. 頓門, палл. дуньмэнь) (учения сохранились в кхамской линии Дзогчена)
- Цаоси-бэй-цзун, Хэцзэ-цзун-цзун
- Цаоси-нань-цзун (曹溪南宗)
- Шитоу-цзун, Цинъюань
- Цаодун-цзун
- Сото-сю — японский вариант
- До: гэн-ха (линия Ванси)
- Линия Эйхэйдзи
- Линия Сэнъэ и Кё: го:
- Линия Дзякуэна
- Хо: ко:-ха (линия Канган Гиина)
- Линия Кэйдзана
- Самбо: Кё:дан
- en:White Plum Asanga
- То:мё:-ха
- То: рё:-ха (東陵派)
- Прогрессивный союз школы Сото
- Нё:рай-сю:
- Кю: сай-кё: (救世教)
- Хо: о:-кё: (法王教)
- До: гэн-ха (линия Ванси)
- Сумисан — корейская школа, влилась в школу Чоге
- Таодонг-тонг — вьетнамский вариант
- Сото-сю — японский вариант
- Юньмэнь-цзун (яп. Уммон-сю:, поглощена школой Риндзай)
- Тхао Дыонг
- Фаянь-цзун (поглощена школой Линьцзи) (яп. Хо: гэн-сю:)
- Цаодун-цзун
- Хунчжоу-цзун Наньюэ
- Линьцзи
- Хуанлун-цзун (яп. О:рю:)
- Янци-пай (яп. Ё:ги)
- Хуцю (яп. Кукю)
- Дахуэй
- Нихон Дарума-сю: — японская школа, поглощена традицией Сото Догэна
- Линьцзи
- Шитоу-цзун, Цинъюань
- Баотан-цзун (сычуаньский чань)
- Фо Гуан Шань (синтез Чань, Цзинту, Чжэньянь. При ассоциации существует Фонд развития буддизма тхеравады, представлены различные школы тибетского буддизма)
- Риндзай — японский вариант
- Риндзай-сю Гэндзю:-ха
- Риндзай-сю Мёсиндзи-ха
- Итибата Якуси Кё:дан
- Сэнко:-ха (Кэнниндзи-ха) (линия О:-рю:, см. выше)
- Ё:ги-ха (см. выше Янци-пай)
- Сё: ити-ха (Тофукудзи-ха)
- Дайкаку-ха (Кэнтё:дзи-ха)
- Хо: кай-ха (法海派)
- Дайо:-ха
- линия Гэттана (月菴宗光)
- линия Сэкко:
- Готтан-ха
- Дайкю:-ха
- Сэйкан-ха (西礀派)
- Мугаку-ха (Энгакудзи-ха)
- Кё: до:-ха (鏡堂派)
- Иссан-ха (Нандзэндзи-ха)
- Косэн-ха (古先派)
- Буцуэ-ха (仏慧派)
- Тю:ган-ха
- Сэйсэцу-ха (清拙派)
- Минки-ха
- Дзикусэн-ха
- Гутю:-ха
- Дайсэцу-ха
- Бэцудэн-ха (別伝派)
- Кокутайдзи-ха
- Дайтокудзи-ха
- Когакудзи-ха
- Тэнрю:дзи-ха
- Эйгэндзи-ха
- Хо:ко:дзи-ха
- Сё:кокудзи-ха
- Буццу:дзи-ха
- Ко:сё:дзи-ха
- Обаку-сю: — японская школа
- Фукэ-сю: (Хотто:-ха) — японская школа
- Ламте-тонг — вьетнамский вариант
- Лиеу Куан (Liễu Quán)
- ветвь Ты Хиеу
- en:Order of Interbeing (Dòng tu Tiếp Hiện) (Тхиен, Тхеравада, Хуаянь)
- ветвь Ты Хиеу
- Лиеу Куан (Liễu Quán)
- Имдже-джон — корейский вариант
- Во Нгон Тхонга школа — вьетнамская
- Гуйян-цзун-цзун (поглощена школой Линьцзи) (яп. Игё:)
- Чуклам
- Сильсансан
- Тоннисан
- Каджисан
- Сагульсан
- Сонджусан
- Саджасан
- Поннимсан
- Сёицу-ха (содержит элементы Ваджраяны)
- Хатто-ха (содержит элементы Ваджраяны)
- Тэхан пульгё Чоге-чонъ — корейский орден (объединяет ветви Линьцзи и Цаодун)
- Хангук пульгё: Тхэго-чонъ — корейский орден
- Кван Ым Сŏн чонъ хве — международная школа, основанная корейским мастером Сун Саном
- Вон-джонъ — корейский орден
- Вонбульгё — корейская школа необуддизма
Буддизм Чистой Земли (амидаизм, амитоизм):
- Цзинту-цзун
- Байлянь-цзун — синкретическая школа
- Тиньдо-тонг — вьетнамский вариант
- Чŏнътхо-чонъ — корейский вариант
- Дзёдо-сю — японский вариант
- Тиндзэй-ха (鎮西派)
- Нисияма-ха (西山派)
- Дзё:до-сю: Сэйдзан Букакуса-ха
- Дзё: до-сю: Сэйдзан Дзэнриндзи-ха
- Нэмбуцу-сю: Самбо: удзан мурё:дзю-дзи
- Сэйдзан (элементы Ваджраяны)
- Дзи-сю:
- Тайма-ха
- Югё:-ха
- Икко:-ха
- Окутани-ха
- Рокудзё:-ха
- Сидзё:-ха
- Кайи-ха
- Рё: дзэн-ха
- Кокуа-ха
- Ития-ха
- Тэндо:-ха
- Гоэдо:-ха
- Дзи-сю:
- Ю:дзу-нэмбуцу-сю:
- Дзёдо-синсю
- Син-сю: О:тани-ха
- Итто:-эн — японская синкретическая религия
- Дзё:до-син-сю: Хигаси-Хонгандзи-ха
- Дзайданхо:дзин Хонган-дзи Идзидзайдан
- Дзё:до-синсю: Хонгандзи-ха
- Син буккё: до:сикай
- Сэкисэн-гацуха
- Дзё:до-син-сю: Синран-кай
- Дзё:до-син-сю: Ити-но-кай
- Син-сю: Такада-ха
- Син-сю: Букко:дзи-ха
- Син-сю: Ко:сё-ха
- Син-сю: Кибэ-ха
- Син-сю: Идзумодзи-ха
- Син-сю: Дзё:сё:дзи-ха
- Син-сю: Саммонто-ха
- Син-сю: Ямамото-ха
- Гэнсисин-сю: (原始眞宗)
- Каякабэ-кё:
- Син-сю: Дзё:ко:дзи-ха
- Син-сю: Тё:сэй-ха
- Син-сю: Кита-Хонгандзи-ха
- Дзё: до-синсю: До: бо: кё: дан (真宗北本願寺派)
- Дзё: до-синсинсю: Дзё: ко: дзи-ха (淨土真信宗浄光寺派)
- Монто-сю: Итими-ха
- Гуган-синсю:
- Буцугэн-сю: Энитикай
- Дзё:до-син-сю: Кэнго:ин-ха
- Дзё:до-син-сю: Кэко:-кай
- Буккё:-синсю: (仏教真宗)
- Син-сю: О:тани-ха
- Дзёдо-синсю
- Тэндай Синдзэй-сю: (направление в школе Тэндай, см. ниже)
- Ко:мё: нэмбуцу сингосё: сю: (направление в Сингон, см. ниже)
- Непань-цзун (нирвана)— поглощена школой Тяньтай
- Ёльбан-чонъ (Сихын) — корейский вариант
- Тяньтай-цзун (школа Лотосовой сутры)
- Шаньцзя (山家)
- Шаньвай (山外)
- Тхиентхай-тонг — вьетнамский вариант
- Чхŏнтхэ-чон — корейский вариант
- Чхŏнтхэ соджа чонъ (кор. 천태소자종?, 天台疏字宗?)
- Чхŏнтхэ пŏпса чонъ(кор. 천태법사종?, 千台法事宗?)
- Тэхан пульгё Пŏпхва чонъ
- Пурип
- Ильсон
- Тэндай-сю: — японский вариант, содержит элементы Ваджраяны
- Эсин-рю: (恵心流) → Кава-рю: («речное направление»)
- Хо: тибо:-рю:
- Сугиу-рю:
- Гё: сэнбо:-рю:
- Цутимикадо-мондзэки-рю:
- Данна-рю: (檀那流) → Тани-рю: («равнинное направление»)
- Эко: бо:-рю:
- Бисямондо:-рю:
- Тикуринбо:-рю:
- Инокума-рю:
- Саммон-рю: («горная ветвь»)
- Дзикаку-дайси-рю:
- Тэндай-дзимон-сю: («храмовая ветвь»)
- Тисё:-дайси-рю:
- Мии-рю:
- Хо: ман-рю:
- Хондзан-сюгэндо:-сю:
- Тэндай Синдзэй-сю:
- Ва-сю
- Сё: каннон-сю:
- Кимпусэн Сюгэн хон-сю:
- Мё: гэн-сю: (妙見宗)
- Союз за реформу школы Тэндай
- Анраку-рицу (Анраку-ха 安楽流)
- Саммай-рю:
- Ано:-рю:
- Санно:-синто: — синкретическое движение, объединявшее синто, Тэндай и даосизм
- Курамако:-кё:
- Нэмбо:-синкё:
- Эсин-рю: (恵心流) → Кава-рю: («речное направление»)
- Нитирэн-сю
- Итти-ха (почитание всей Лотосовой сутры)
- Минобу-монрю: (Нико:-монрю:)
- Ниппондзан Мёходзи
- Рэй ю: кай
- Минобу-монрю: (Нико:-монрю:)
- Итти-ха (почитание всей Лотосовой сутры)
- Нитирэн-сю
- Риссё: ко:сэй кай
- Буссё гонэн кай кё:дан
- Мё:ти кай кё:дан
- Мё:до кай кё:дан
- Ко:до: кё:дан
- Дзайкэ буккё: кокоро но кай
- Сисин-кай
- Кисин-кай
- Сэйги-кай кё:дан
- Дайэй-кай кё:дан
- Нихон кэйсинсу:содзисю:дан
- Фумё:-кай кё:дан
- Хосси-сю:
- Рэй хо: кай
- Хама-ха (Ниссё:-монрю:)
- Икэгами-монрю: (Нитиро:-монрю:, Хикигаяцу-монрю:)
- Сидзё:-монрю: (Нитидзо:-монрю:)
- Фудзю-фусэ-ха (Нитио:-монрю:, Хонгэ-сё: сю:)
- Фудзю-фусэ Нитирэн Ко:мон сю: (Цудэра-ха, Фудо: си-ха)
- Нитирэн-сю: Фудзю-фусэ-ха (Хисаси-ха, До: си-ха)
- Хонгэ Нитирэн-сю (Киото)
- Фудзю-фусэ-ха (Нитио:-монрю:, Хонгэ-сё: сю:)
- Рокудзё:-монрю: (Нитидзё:-монрю: (日静門流))
- Сидзё:-монрю: (Нитидзо:-монрю:)
- Накаяма-монрю: (Нитидзё:-монрю: (日常門流))
- Сё:рэцу-ха (упор на второй и шестнадцатой главах Лотосовой сутры)
- Сяка хомбуцу рон (изначальный Будда — Шакьямуни):
- Нитидзю:-ха (выделилась из Нитидзё: -монрю: (日常門流))
- Кэмпон Хоккэ-сю: (Нитирэн-сю: Мё:мандзи-ха)
- Нитирэн-сю: Дзю:си-кай
- Хоммон Хоккэ-сю: (Нитирэн-сю: Хаппон-ха, Нитирю:-монрю:) (выделилась из Нитидзо:-монрю:)
- Хоммон Буцурю:-сю:
- Хоммон кё:о:-сю:
- Нитирэн сюги Буцурю:-ко:
- Хоккэ-сю: Хоммон-рю:
- Нитирэн-хоккэ-сю:
- Дзайкэ Нитирэн-сю: Дзё:фу: кай
- Хоммон Буцурю:-сю:
- Хоккэ-сю: симмон-рю: (Хоммё:-хоккэ-сю: , Нитисин-монрю:, Нитирэн-сю: Хонрю:дзи-ха) (выделилась из Нитидзо:-монрю:)
- Хоккэ-сю: дзиммон-рю: (Нитидзин-монрю:, Нитирэн-сю: Хондзё:дзи-ха) (выделилась из Нитидзё: -монрю: (日静門流))
- Нитидзю:-ха (выделилась из Нитидзё: -монрю: (日常門流))
- Нитирэн хомбуцу рон (изначальный Будда — Нитирэн): Хоммон-сю: (Ко: мон-ха, Фудзи-монрю:, Никко:-монрю:)
- Кайдан-ха (Нитимоку-монрю:)
- Нитирэн-сё:сю: (Нитидо-монрю:, Сэкисан-ха, Нитирэн-сю: Фудзи-ха)
- Сё:син-кай
- Фудзи Тайсэки-дзи Кэнсё:-кай
- Сока Гаккай
- Сё: бо: Хоккэ-сю: (正法法華宗) (главный храм — Тайкё:-дзи)
- Хоммон-сё:сю:
- Ку-мё:-рё: дзан-ха (Нитиго:-монрю:)
- Дай Нитирэн-сю:
- Нитирэн-сё:сю: (Нитидо-монрю:, Сэкисан-ха, Нитирэн-сю: Фудзи-ха)
- Ко: то: хо: эн кай (Китаяма-монрю:, Дансё-ха)
- Хоккэ-сю: Ко:-монрю: (Нисияма-ха, Нитидай-монрю:)
- Нитирэн-хонсю: (Ё:ходзи-ха, Ё:сан-ха, Нитидзон-монрю:)
- Кайдан-ха (Нитимоку-монрю:)
- Сяка хомбуцу рон (изначальный Будда — Шакьямуни):
- Прогрессивный союз школы Нитирэн
- Кокутю:-кай
- Хонгэ мё: сю: рэммэй
- Хоккэ-Нитирэн-сю: (法華日蓮宗) (главный храм— Хо:рю:-дзи)
- Хомпа Нитирэн-сю: (本派日蓮宗) (главный храм — 宗祖寺)
- Хонгэ Нитирэн-сю: (本化日蓮宗) (Хёго, главный храм — 妙見寺)
- Хоккэ-синто: — почитание синтоистских ками в школе Нитирэна
- Нитирэн-сю: аойко:
- Хатидайрю:о: дайсидзэн айсин кё:дан
- Хатидайрю:о: дзинхакко: сё:дан
- Фудо:-сю: — японская школа
- Критический буддизм (хихан буккё) — японско-китайское течение
- Чань сюэ (‘учение о созерцании’) — направление в китайском буддизме III—V в., делавшее акцент на практике сидячей медитации. Повлияло в дальнейшем на школы Тяньтай и Чань
- Божо сюэ (‘учение о мудрости’) — направление в китайском буддизме III—VI в., делавшее акцент на изучении и толковании сутр Праджняпарамиты, оказало влияние на школу Саньлунь: Лю цзя ци цзун:
- Бэньу-цзун (本无宗)
- Бэньуи-цзун 本无异宗
- Цзисэ-цзун 即色宗
- Синьу-цзун 心无义
- Ханьши-цзун 含识宗
- Хуаньхуа-цзун 幻化宗
- Юаньхуэй-цзун 缘会宗
- Саньцзе-цзун — китайская школа
- Быу шон ки хыонг («странный аромат с драгоценной горы») — синтез Махаяны и Тхеравады
- Фатзяо Хоахао — вьетнамская синкретическая школа
- Бинь сюен — вьетнамская синкретическая секта
- Сутара-сю: (須多羅宗, «школа сутр») — японская школа, занималась толкованиями сутр Праджняпарамиты.
- Сидзэнти-сю: (自然智宗, «школа естественной мудрости») — японская школа
- Помун-чонъ — корейский женский орден
- Милэ цзяо («Учение Майтреи») — китайская пробуддийская секта
- Лэнце-цзун (ланкаватара) — школа Ланкаватара-сутры, предшественница Чань
- Синсэй Буккё: Кё:дан — японская новая религия
- Томун-чонъ — корейская школа (кор. 도문종?, 道門宗?)
Ваджраяна
Тибето-монгольский буддизм:
- Ньингма-па
- Международная Дзогчен-община, созданная Намкхаем Норбу Ринпоче (Санти Маха Сангха)
- Балагатское движение → необуддизм Б. Д. Дандарона
- Дорчжэ Драг
- Миндролинг
- Палри
- Катхог
- Пельюль
- Дзогчен
- Шечен
- Лонгчхэнь Ньингтхиг
- Чоклинг Терсар
- Намчхой
- Дуджом Терсар
- Джангтер
- Кхордонг Тер
Сарма-па:
- Сакья-па
- Собственно Сакья
- Нгор-па
- Цар-па
- Бодонг-па
- Булуг-па (Шалу)
- Цзонг
- Собственно Сакья
- Древняя Кадам-па → Гэлуг-па (Новая Кадам-па)
- Кагью(д)-па
- Шангпа Кагью (ныне не существует как отдельная школа, учения передаются в рамках других линий Кагью и Сакья)
- Марпа Кагью
- линия Ог Чойкьи-Дорже (rNgog Chos-kyi-rdo-rJe)
- линия Цура (’Tshur dBang-gi-rdo-rje)
- линия изложения согласно системе Мэцонпы (Mes-tshon-po dPyal-se-tsa)
- линии учеников Миларепы:
- Речунг Кагью (ныне не существует как отдельная школа)
- Дагпо Кагью
- Карма Кагью Камцханг
- Сурманг Кагью
- Шамбала-буддизм
- en:Celtic Buddhism
- Неньдо Кагью
- Гьялтёнь Кагью
- Буддизм Алмазного Пути Оле Нидала
- Сурманг Кагью
- Цалпа Кагью (поглощена школой Гэлуг)
- Баром Кагью
- Пагдру Кагью (или П(х)агмо Д(р)укпа Кагью)
- Таглунг Кагью
- Верхняя Таглунг Кагью
- Нижняя Таглунг Кагью
- Тропху Кагью
- Лингре Кагью
- Друкпа Кагью
- Бар-Друкпа (Верхняя Друкпа)
- Барава Кагью
- Мар-Друкпа (Средняя Друкпа)
- Чжьянг-Друк (Северная Друкпа)
- Хло-Друкпа-Кагью (Южная Друкпа)
- То-Друкпа (Нижняя Друкпа)
- Арья Майтрея Мандала (Другпа Кагью, Гэлуг, Чань, Тхеравада)
- Бар-Друкпа (Верхняя Друкпа)
- Друкпа Кагью
- Марцанг Кагью
- Елпа Кагью (слилась с Карма Кагью)
- Язанг Кагью
- Шугсеб Кагью (поглощена школой Ньингма)
- Дрикунг Кагью
- Хланангпа (Хлапа)
- Дагпо Кагью (линия трёх дядей и племянников из Дагпо Цалми)
- Таглунг Кагью
- Карма Кагью Камцханг
- Ка-Ньинг (Кагью + Ньингма)
- Рипа (аскетическая йогическая традиция в Кагью и Ньингма)
- Джонанг-па
- Дугэл Шиджед-па и Чод (не существует как отдельная линия, но учения практикуются во всех школах):
- Старшая (ранняя) линия:
- Школа Ма (rMa)
- Школа Сочунвы (So-chung-ba)
- Школа Кама (sKam Ye-shes rGyal-mtshan)
- Верхняя линия
- Нижняя линия
- Средняя линия:
- Школа Тапы (Gra-pa mNgon-shes)
- Школа Че (lCe)
- Школа Чжанчунвы (lJang-chung-ba)
- Малая ветвь Средней линии («Отдельная» линия) — bRgyud-pa thor-bu-pa
- Младшая (поздняя) линия
- Тайная «Единая» линия
- Старшая (ранняя) линия:
- Пхо Чод (мужской чод)
- Мо Чод (женский чод)
- Бон
- Риме (внесектарное течение)
Неварский буддизм (см. Неварцы#Религия)
Восточноазиатский тантризм:
- Чжэньянь-цзун (мантра) (Ми-цзун)
- Сингон-сю: — японский вариант
- Коги Сингон-сю:
- Хиросава-рю:
- Оно-рю: (小野流)
- Ко:я-сан Сингон-сю: (см. Коя-сан)
- Тюин-рю
- Накаяма синго сё:сю:
- Синго сё:сю:
- Бэнтэн-сю: (см. Сарасвати)
- То:дзи Сингон-сю:
- Сингон-сю: Дзэнцу:дзи-ха
- Сингон-сю: Дайго-ха
- Синнё: саммая рю:
- Сингон-сю: Омуро-ха
- Сингон-риссю:
- Синан-рю:
- Сёбо-рицу
- Сингон-сю: Дайкакудзи-ха
- Сингон-сю: Сэнню:дзи-ха
- Ко:мё: нэмбуцу сингосё: сю:
- Сингон-сю: Ямасина-ха
- О:но-ха
- Сигисан Сингон-сю:
- Сингон-сю: Накаямадэра-ха
- Сингон Самбо:-сю:
- Сингон-сю: Сумадэра-ха
- Сингон-сю: То:дзи-ха
- Синги-Сингон-сю:
- Сингон-сю: Тисан-ха
- Сингон сю: Будзан-ха
- Сингон-сю: Кокубундзи-ха (真言宗国分寺派)
- Сингон-сю: Муро:дзи-ха
- Сингон-сю: Инунаки-ха (真言宗犬鳴派)
- Тодзан-ха
- Рё:бу-синто: («двустороннее синто») — течение, объединяющее элементы синто, Сингон и Тэндай
- Синнё эн
- Агон-сю: — маргинальная японская школа
- Татикава-рю:
- Иссай-сю:
- Гэдацу-кай — синкретическая синто-буддийская религия
- Коги Сингон-сю:
- Тэндай (происходит от китайской школы Тяньтай, тайное учение (миккё) заимствовано у Сингон) (см. выше)
- Чин-он-чон (Син-ин, Чингак) — корейский вариант
- Чонъджи-чонъ (кор. 총지종?, 摠持宗?) — корейская школа
- Мат-тонг — вьетнамский вариант.
- Сингон-сю: — японский вариант
Обобщающие термины
- [Фа]син-цзун («школа сущности дхарм») — обобщающее название школ Хуаянь, Саньлунь, Тяньтай, Чжэньянь (в противоположность [Фа]сян — школе «свойств дхарм»)
- Красношапочные школы (zhwa dmar) — Ньингма, Кагью, Сакья (в противоположность желтошапочной (zhwa ser) Гэлуг и черношапочному (или белошапочному — zhwa dkar) Бон (иногда черношапочной (zhwa nag) называют Карма Кагью, Другпа Кагью и Дрикунг Кагью), синей Чань)
- Школы сутр (цзин цзун) — восточноазиатские школы, основывающиеся непосредственно на сутрах, и не имевшие точного индийского аналога — Тяньтай (Фахуа), Хуаянь, Непань, Лэнце, Нитирэн (Хоккэ), Сутара.
- Школы трактатов (лунь цзун) — восточноазиатские школы, основывающиеся на шастрах — Саньлунь (Сылунь), Фасян/Вэйши, Шэлунь, Дилунь, Чэнши, Цзюйшэ, Питань.
- Школы созерцания (чань цзун) — восточноазиатские школы, уделяющие основное внимание практике психотехники — Чань, Чжэньянь, Люй, Цзинту.
- Пять домов и семь школ (у цзя, ци цзун) Чань — Гуйян, Фаянь, Юньмэнь, Цаодун, Линьцзи и два ответвления Линьцзи — Хуанлун и Янци.
- Пять доктрин[альных школ] и девять гор (о-гё (джонъ), ку сан) эпохи Силла и ранней Корё — Кеюль (Намсан), Попсон (Чундо), Попсан (Чаын), Вон-юн (Хваом), Ёльбан и девять школ Сон
- Пять доктринальных и девять медитационных [школ] (о-гё янъ-джŏнъ) корейского буддизма — Кеюль, Попсан, Чундо, Хваом, Сихын; Сон и Чхонтхэ; позже объединены в две школы — доктринальную и созерцательную (선교 양종)
- Девять гор (ку сан) сон-буддизма: Сильсансан, Тоннисан, Каджисан, Сагульсан, Сонджусан, Саджасан, Поннимсан, Сумисан, Хиянсан.



















