Показать меню

Веклич, Владимир Филиппович

12.07.2023
0

Владимир Филиппович Веклич (8 ноября 1938, с. Чернещина, Зачепиловский район, Харьковская область — 10 августа 1993, Киев) — советский и украинский учёный-инженер, изобретатель троллейбусного поезда, комплексов и устройств для диагностики технического состояния троллейбусов, учёный в области городского электрического транспорта, доктор технических наук, редактор, член отраслевых академий Украины и России.

Мемориальная доска Владимиру Филипповичу Векличу в киевском депо на Шулявке Поезд из двух троллейбусов Škoda 9Tr, соединённых по системе Владимира Веклича, с усовершенствованным поворотно-сцепным устройством в Киеве (1986 год)

Биография

Родился в многодетной крестьянской семье. В 1955 с серебряной медалью закончил Руновщанскую среднюю школу и поступил в Харьковский институт инженеров коммунального строительства, который окончил с отличием в 1960 году. Трудовую деятельность начал заместителем начальника технического отдела, затем работал главным инженером службы подвижного состава Киевского трамвайно-троллейбусного управления.

В 1963 году совместно с И. А. Кацовым и И. К. Погребным соединил вагоны Tatra T2 (а затем и Tatra T3) в двух и трёх составные трамвайные поезда управляемые по системе многих единиц, на которых в Киеве, впервые в СССР, была осуществлена массовая перевозка пассажиров.

10 июля 1964 года возглавил Октябрьское троллейбусное депо. В депо впервые в бывшем СССР внедрил дневной технический осмотр троллейбусов с 4-дневным циклом вместо ежесуточного ночного. Это нововведение обеспечило резкое повышение качества технического обслуживания и надежности подвижного состава. Со временем новая технология и организация технологического обслуживания была распространена во всех республиках бывшего СССР.

Следующим шагом молодого 26-летнего директора-новатора стало создание троллейбусного поезда. На изобретение его мотивировал большой дефицит водителей, необходимость повышения рентабельности перевозок и наличие маршрутов с чрезвычайно большим пассажиропотоком (которые преимущественно проходили по загруженным улицам с ограниченной пропускной способностью), с которым не могли справиться одиночные троллейбусы. Решить эти проблемы можно было только применив троллейбусные поезда. На это изобретателю понадобилось два года настойчивой работы, исследований и испытаний своей системы.

Первый в мировой практике троллейбусный поезд был создан Владимиром Филипповичем в киевском депо № 2 из двух троллейбусов марки МТБ-82/82Д. (На рельсовом транспорте первый поезд с управлением по системе многих единиц был создан в 1887 году Фрэнком Спрейгом). Его пробная эксплуатация началась 12 июня 1966 года на маршруте № 6 города Киева. Поезда МТБ получили широкое распространение. Только в Киеве за период с октября 1967 года до июля 1968 года их было сформировано 48 единиц. Экономический эффект от их внедрения только на маршруте № 6 в Киеве за 1968 год, где использовалось 25 троллейбусных поездов, составил около 160 тыс. руб (в ценах 1968 года это 32 легковые машины Москвич-412).

Позже Владимиром Векличем была усовершенствована его система так, что позволяла быстро (за 3-5 минут) расцеплять троллейбусные поезда МТБ прямо на маршруте между утренними и вечерними часами пик. После разъединения водитель поезда продолжал движение в первом троллейбусе, а водитель следующего за ним поезда пересаживался во второй. Освободившийся поезд оставался на маршруте для отстоя или следовал в депо для профилактического осмотра. По результатам работ им была написана кандидатская диссертация на тему: «Исследование троллейбусов с управлением по системе многих единиц», которая была успешно защищена в 1970 году в Москве. Как отмечала тогда газета «Вечерний Киев», он стал первым на Украине кандидатом технических наук в области городского электротранспорта.

Затем система Владимира Веклича была адаптирована под троллейбусные поезда Škoda 9Tr, Киев-2, Киев-4 и ЗиУ-9. Совместно с С. Ф. Зуевым было усовершенствовано поворотно-сцепное устройство системы. Поезда были успешно внедрены более чем в 20 городах СССР. Только в Киеве их внедрение позволило высвободить 800 водителей, и дало с начала эксплуатации по конец 1989 года экономический эффект в 12,676 млн руб.. С помощью троллейбусных поездов на ряде маршрутов реализована провозная способность до 12 тысяч пассажиров в час в одном направлении. Всего эксплуатировалось не менее 810 троллейбусных поездов в более чем 30 городах. За создание троллейбусного поезда в 1971 году изобретатель был награждён орденом «Знак Почёта».

В 1972 году был выдвинут на должность заместителя директора Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института городского хозяйства (НИКТИ ГХ), а на протяжении 1973—1987 гг. возглавлял коллектив института, с 1987 заместитель директора по научной работе. Под его руководством и непосредственным участием созданы диагностические комплексы, механизированные посты замены агрегатов, автоматизированные системы контроля движения и сбора информации о пассажиропотоках, автоматы для продажи проездных билетов и много другого.

Совместно с В. К. Дьяконовым стал инициатором строительства первой в СССР киевской линии скоростного трамвая. Обобщив полученный в зарубежных поездках передовой опыт создал на отечественной элементной базе систему автоматики и интервального регулирования для линий советского скоростного трамвая.

Летом 1976 года в Киеве на маршруте № 1 им были успешно проведены испытания трехзвенного троллейбусного поезда Škoda 9Tr полной вместимостью 276 пассажиров, однако из-за необходимости для его эксплуатации обособленной полосы движения, изобретатель посчитал более перспективным видом транспорта для такой пассажировместимости скоростной трамвай, над технической частью внедрения которого он в то время активно работал.

Опубликовал 65 научных трудов, в том числе 2 книги, является автором 17 изобретений Архивная копия от 15 февраля 2015 на Wayback Machine. По результатам работ по созданию диагностических комплексов для подвижного состава им была написана докторская диссертация на тему: «Повышение эффективности эксплуатации безрельсового электрического транспорта с применением средств диагностирования и управления по системе многих единиц», которая была им успешно защищена в 1991 году.

Под научным руководством В. Ф. Веклича была разработана стратегия создания украинского троллейбуса, которая нашла своё воплощение в утверждённой Кабинетом Министров Украины Программе. В соответствии с распоряжением кабмина Украины Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine НИКТИ ГХ был назначен головной организацией по программе создания украинского троллейбуса, а КБ «Южное» — главным разработчиком конструкторской документации. Владимира Веклича назначили научным руководителем, а Михаила Галася главным конструктором украинского троллейбуса. Под их руководством были созданы троллейбусы ЮМЗ Т1 и ЮМЗ Т2.

В совершенстве владел немецким языком. Был всесторонне эрудированным человеком, о чём свидетельствует круг его друзей, в который входили не только представители технической интеллигенции и науки, но и народный артист СССР Юрий Александрович Гуляев, режиссёр Роллан Петрович Сергиенко, заслуженная артистка Украинской ССР Мария Ростиславовна Капнист, поэтесса Лина Васильевна Костенко, заслуженный деятель искусств Украины Василий Васильевич Цвиркунов, народная артистка Украинской ССР Лариса Николаевна Кадырова, сценарист Георгий Евгеньевич Шевченко и кинокритик Леонид Васильевич Череватенко.

Умер 10 августа 1993 года на 55 году жизни. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Научная деятельность

Научные степени
  • Кандидат технических наук (1970), доктор технических наук (1991).
Публикации и редакционная работа

Владимир Веклич опубликовал 65 научных работ ,в том числе 2 книги, автор 17 изобретений Архивная копия от 15 февраля 2015 на Wayback Machine. Главный редактор 77 выпусков: «Наука и техника в городском хозяйстве: республиканский межведомственный научно-технический сборник».

Зарубежное научное сотрудничество
  • Совместно с В. К. Дьяконовым представлял СССР в Международном союзе общественного транспорта / Union Internationale des Transports Publics (UITP) Архивная копия от 12 апреля 2011 на Wayback Machine с 1967 года. Побывал во всех ведущих странах Европы. Приобретенный за рубежом опыт обобщил в книге и внедрил во многих троллейбусных и трамвайных депо бывшего СССР. Наиболее значимым результатом воплощения перенятого опыта стало строительство Киевского скоростного трамвая.

Общественно-политическая деятельность

Многократно избирался депутатом в районные советы Радянского и Железнодорожного районов города Киева. Возглавлял комиссию по благоустройству района.

Память

  • В ознаменовании пятидесятилетия выхода на маршрут первого в мировой практике троллейбусного поезда Владимира Филипповича Веклича коллектив КП «Киевпастранс» принял решение об увековечивании памяти об изобретателе. На административном здании второго троллейбусного депо установлена мемориальная доска. Её торжественное открытие состоялось 14 июня 2016 года. Память о нём увековечена в Киевском музее электротранспорта.
  • Именем Владимира Веклича названа изобретённая им система, позволяющая соединять троллейбусы в многосоставные поезда.

Основные работы

  • Веклич В. Ф. Диагностирование технического состояния троллейбусов М.:Транспорт, 1990. — 295 с. — 15 000 экз ISBN 5-277-00934-5.
  • Веклич В. Ф. Новые технические решения на городском электрическом транспорте — К.:Будівельник, 1975. — 60, [2] с. : ил.
  • Г. С. Сафаров, В. Ф. Веклич, А. П. Медведь, И. Д. Юдовский Новая техника в жилищно-коммунальном хозяйстве — Киев : Будівельник, 1988. — 128,[2] с. : ил ; 17 см. — Библиогр.: с. 124—129 (68 назв.). — 3000 экз. — ISBN 5-7705-0097-2
  • Веклич В. Ф. Эффективность применения троллейбусов с управлением по системе многих единиц — Киев: Общество «Знание» УССР, 1969 20 с.
  • Веклич В. Ф. Экономическое и социальное развитие Киева.1976-1980 // редкол.: Алымов А. Н., Веклич В. Ф. и др. — К. : Наукова думка, 1977. — 604 с. В соавторстве.
  • Веклич В. Ф. Экономическое и социальное развитие Киева : основные направления. 1981—1990 / редкол.: Алымов А. Н., Веклич В. Ф. и др. — К. : Наукова думка, 1982. — 533 с. В соавторстве.
  • Веклич В. Ф. Первый в России. Киевскому трамваю 75 лет — К.:Будівельник, 1967—144 с, илл. В соавторстве.
  • Веклич, В. Ф. Пневматический привод тормозов троллейбусов, оборудованных для управления по системе многих единиц /О-во «Знание» УССР. Киевский дом Науч.-техн. пропаганды. Семинар «Новая техника и технология на предприятиях Горэлектротранспорта». — Киев : 1969. — 26 с.
  • Веклич В. Ф., Пугачевский К. М., Абелев З. А. Методы и средства ремонта узлов и деталей подвижного состава горэлектротранспорта // Серия: Городской электрический транспорт вып. 34 — М: ЦБНТИ МКХ РСФСР, 1988. — 60 с. ISSN 0135-6429
  • Веклич В. Ф. Будущее украинского троллейбуса // Городское хозяйство Украины. — 1993. — № 3/4. — С. 34-35. — ISSN 0130-1292
  • Веклич В. Ф. Повышение эффективности системы технического обслуживания троллейбусов // Наука и техника в городском хозяйстве: республиканский межведомственный научно-технический сборник под ред. В. Ф. Веклич — Киев: Будівельник, 1983 Вып.54 -С.44-46.
  • Веклич В. Ф. Поезд из троллейбусов МТБ-82 с управлением по системе «многих единиц» // Городское хозяйство Украины. — 1967. — № 2. — С. 37-38. — ISSN 0130-1284 (укр.)
  • Веклич В. Ф. Об основных научно-технических проблемах развития городского электрического транспорта // Наука и техника в городском хозяйстве: республиканский межведомственный научно-технический сборник под ред. В. Ф. Веклич — Киев: Будівельник, 1976 Вып.33 -С.3-8.
  • Веклич В. Ф. Зуев С. Ф. Поворотно-сцепное устройство для троллейбусного поезда // Городское хозяйство Украины. — 1973. — № 1. — ISSN 0130-1284 (укр.)
  • Веклич В. Ф. Цугунов Н. И. Контроль сопротивления движению // Жилищное и коммунальное хозяйство. М.:— 1986. — № 11. С.18-19. — ISSN 0044-4464
  • В. Ф. Веклич, Л. В. Збарский Проблемы и перспективы развития трамвайного транспорта в Украинской ССР — К.:Общество «Знание» УССР, 1980
  • Веклич В. Ф. Факторы влияющие на эффективность работы тормозной системы троллейбуса // Наука и техника в городском хозяйстве: республиканский межведомственный научно-технический сборник под ред. В. Ф. Веклич — Киев: Будівельник, 1983 Вып.54 -С.61-65.
  • Веклич В. Ф. Критерий эффективности системы управления техническим состоянием троллейбусов // Труды АКХ им. К. Д. Панфилова.- М., 1990. — С. 86 — 94.
  • Веклич В. Ф. Изменение параметров рабочей тормозной системы троллейбусов в эксплуатации // Наука и техника в городском хозяйстве: республиканский межведомственный научно-технический сборник под ред. В. Ф. Веклич — Киев: Будівельник, 1989 Вып.72 -С.57-63.
  • Веклич В. Ф. Предпосылки рациональной методики восстановления рессор с использованием диагностической информации. // Всесоюзный научно-теоретический журнал «Техническая диагностика и неразрушающий контроль».-1989. -№ 3.- С.56-60.
  • W. Veklitsch Erhohung der Effektivitat offentlicher verkehrsmittel unter dem blickwinkel des P+R. Kammer der Technik, Berlin, 1986 s.12-16. (нем.)

Награды

  • Почетный знак ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель» (1956)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Орден «Знак Почёта» (1971)
  • Нагрудный знак «Отличник Гражданской обороны СССР» (1980)
  • Медаль «В память 1500-летия Киева» (1982)
Еще по этой теме:
Яковенко, Валентин Петрович
01:00, 03 июнь
Яковенко, Валентин Петрович
Яковенко Валентин Петрович (род. 10 октября 1945 года) — украинский инженер и агроном, кандидат экономических наук (2004), бывший народный депутат Украины. Родился 10 октября 1945 (село Великие
Купратый, Владимир Иванович
14:00, 06 ноябрь
Купратый, Владимир Иванович
Владимир Иванович Купратый (род. 1 июня 1938, село Ружичанка, теперь Хмельницкого района Хмельницкой области) — украинский советский партийный деятель, 1-й секретарь Хмельницкого обкома КПУ. Член ЦК
Столбов, Владимир Иванович
13:01, 25 октябрь
Столбов, Владимир Иванович
Владимир Иванович Столбов (род. 1932) — советский учёный, доктор технических наук, профессор, академик РАЕН. Автор более 200 научных трудов, 40 изобретений; известный учёный в области теплофизики,
Немошкаленко, Владимир Владимирович
11:31, 15 декабрь
Немошкаленко, Владимир Владимирович
Владимир Владимирович Немошкаленко (26 марта 1933, Сталинград — 25 июня 2002, Киев) — украинский учёный в области спектроскопии твёрдого тела и электронной структуры вещества, доктор
Чернявский, Алексей Филиппович
21:29, 13 декабрь
Чернявский, Алексей Филиппович
Алексей Филиппович Чернявский (род. 12 марта 1942, село Грунь Ахтырского района Сумской области) — украинский деятель, 1-й заместитель председателя исполкома Сумского областного совета,
Купратый, Владимир Иванович
01:50, 11 декабрь
Купратый, Владимир Иванович
Владимир Иванович Купратый (род. 1 июня 1938, село Ружичанка, теперь Хмельницкого района Хмельницкой области) — украинский советский партийный деятель, 1-й секретарь Хмельницкого обкома КПУ. Член ЦК
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: