Показать меню

Рабство у славян

13.07.2023
0

Рабство у славян — существование рабства в истории славянских народов.

Чехия

У чехов торговля военнопленными рабами велась уже при Бржетиславе I (1034-55); тогда же в рабство отдавались и за совершение известных[каких?] преступлений, и за нарушение брачного союза[кем?], а также и неоплатные должники. Известны случаи освобождения рабов в Чехии по милости владельца (1108, 1132 годы), или по выкупу (1167).

Польша

В Польше о существовании рабства ещё в середине XIII века свидетельствует один памятник польского обычного права, написанный на немецком языке; в нём не говорится о рабах, но говорится о рабынях, которые покупались, давались в приданое, словом, находились в гражданском обороте наравне с движимыми вещами. У поморских славян также были рабы, главным образом из военнопленных.

Сербия

В различных сербских памятниках находится много известий о рабах («челядин, сиракь, челядь, работьник, робь»); к ним по положению можно приравнять и «отроков». В § 21 Законника Душана («и кто продаст христианина в иноверную веру, тому пусть отсечется рука и отрежется язык») можно видеть указание на существование у сербов рабства в XIV веке.

Славяне Адриатики

У славян адриатических уже в IX—X веках велась работорговля. Из статутов прибрежных островов и городов Далмации можно заключать о существования здесь рабства. Главным поводом к рабству служила война с внешними врагами и внутренняя борьба между владельцами, племенами и общинами. Так как жители Далмации не имели довольно земли, чтобы приучать рабов к земледелию, то появилась торговля рабами, не прекращавшаяся несмотря на запрещения. Рабов можно было продавать, закладывать, отдавать в уплату долга, давать в приданое дочерям, отпускать на волю. Рабство простиралось на потомков через рождение. Обращение с рабами было не мягкое, но все же раб был не совсем вещью и господин не имел власти над жизнью и смертью раба. Беглых рабов господин мог отыскивать через приставов. Никто не имел права что-либо покупать или брать в заклад от рабов. За вред, причинённый кому-нибудь рабом, отвечал господин последнего. В далматинских статутах мы находим также следы рабства за долги. Имели рабов и дубровничане, как видно из грамот. Среди других предметов торговли они не брезговали и рабами, которых в изобилии доставляла Босния.

Русь (средние века)

Среди зависимого населения древней Руси IX—XII веков весьма существенное место занимали рабы. Их труд даже преобладал в древнерусской вотчине. В современной исторической науке особенно популярной является идея о патриархальном характере рабовладения на Руси. Но в литературе есть и другие мнения. П. Н. Третьяков, касаясь рабства у славян и антов, писал:

Рабов продавали и покупали. Рабом мог стать член соседнего племени. Во время войн рабы, особенно женщины и дети, являлись непременной и очень важной частью военной добычи. Вряд ли можно рассматривать все это в качестве примитивного патриархального рабства, которое было распространено у всех первобытных народов. Но это не было, конечно, и развитым рабовладением, оформившимся как целостная система производственных отношений.

Русская правда также указывала и другие источники появления рабов на Руси, помимо захвата пленных. Такими источниками являлись: самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение (в тиуны, ключники), «без ряду» (то есть без всяких оговорок), банкротство. Также рабом мог стать беглый закуп или человек, совершивший тяжкое преступление. Исследователь Е. И. Колычева о рабстве в древней Руси пишет следующее:

…холопство на Руси как правовой институт не представляло собой нечто исключительное, неповторимое. Для него характерны те же важнейшие черты, что и для рабства в других странах, в том числе и для античного рабства.

На Руси существовало несколько форм рабства: холопство и челядь (В VI—IX веках челядь — рабы-пленники. В IX—X веках они стали объектом купли-продажи. С XI века термин «челядь» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В середине XI века его сменил термин «холопы». В XVIII—XIX веках слово «челядь» обозначало дворовых людей помещика).

О рабстве на Руси известно из многих средневековых источников, в частности, из законов «Русской Правды» киевского князя Ярослава Мудрого. Кроме того, некоторые народы (в частности, варяги-русь) имели в качестве основного источника дохода похищение и продажу рабов. В частности, арабский путешественник первой половины X века Ибн Фадлан описывает работорговлю варягов-руси в волжском городе Булгар.

Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян».

(В тексте явно прослеживается противопоставление описываемых автором варягов-руси — славянам).

Жители Руси весьма активно занимались работорговлей. Так, В. Ключевский писал: Уже в Х—XI вв. челядь составляла главную статью русского вывоза на черноморские и волжско-каспийские рынки. Русский купец того времени всюду неизменно являлся с главным своим товаром, с челядью. Восточные писатели Х в. в живой картине рисуют нам русского купца, торгующего челядью на Волге; выгрузившись, он расставлял на волжских базарах, в городах Болгаре или Итиле, свои скамьи, лавки, на которых рассаживал живой товар — рабынь. С тем же товаром являлся он и в Константинополь. Когда греку, обывателю Царьграда, нужно было купить раба, он ехал на рынок, где «русские купцы приходяще челядь продают» — так читаем в одном посмертном чуде Николая-чудотворца, относящемся к половине XI в. И. Фроянов писал: Есть достаточно данных, чтобы говорить о значительном подъеме работорговли у восточных славян IХ-Х вв. Если в прежнюю эпоху выкуп из рабства преобладал над торговлей рабами, то с этих пор превалировать начинают торговые сделки живым товаром. Причем, хотя и очень медленно, но шаг за шагом развивается внутренняя работорговля, достигшая в X в. некоторых успехов.

Поставщиками крымской работорговли на Руси выступали не только южные, соседние с Крымским ханством, но и северные земли. После XII в., а в особенности в XV и XVI вв., множество людей на продажу добывалось новгородцами и московитами на севере Европы. Славяне регулярно вторгались в финские области исключительно с целью захвата рабов. Новгородские хроники сохранили сведения о почти сотне таких набегов, после которых охотники за людьми «со многим полоном возвратися в свояси».

След в культуре неславянских народов

В языках многих народов Европы, Северной Африки и Ближнего Востока, прямо или опосредованно (через морскую торговлю) задействованных в работорговле средиземноморского бассейна, слово «раб» происходит от этнонима «славянин»: англ. slave, араг. esclau, нидерл. slave, slaaf, брет. sklav, нем. Sklave, арабск. «сакалиба», алб. skllav, астур. esclavu, баск. esklabua, esklabo, галис. escravo, греч. σκλάβος, склябос, гэльск. slave, валлон. èsclâve, дат. slave, фр. esclave, идиш ‏שקלאַף‏‎ shklaf, ирл. Sclábhaí, исп. esclavo, итал. schiavo, кат. esclau, esclava, корс. schiavu, лат. sclavus, лимб. slaof, люксемб. Sklave, мэнск. sleab, мальт. skjav, iskjavi, норв. slave, окс. esclau, порт. escravo, пьем. sciav, рум. sclav, сиц. schiavu, сард. isclavu, iscravu, iscrau, isciabu, isciau, швед. slav, з.-флам. slaaf, эстр. esclavu. Существует также версия, что этноним серб, один из древнейших у славян, также отражён в ряде языков Европы и Средиземноморья в значении «раб»: лат. servus, старофр. serf, англ. serf, араг. sierbo, гэльск. seirbhiseach, ирл. seirbhiseach, итал. servo, кат. serf, порт. servo, сард. servu.

Положение рабов на Руси

Положение рабов на Руси было сходно с положением крепостных. Отличие состояло в том, что рабство — это система устройства общества, а крепостное право — совокупность юридических норм феодального государства. Крепостной мог перейти к другому хозяину на Юрьев день и мог иметь собственность. Раб был лишён такой возможности.

В дальнейшем рабы слились с холопами, дворовыми людьми и другими категориями крепостных.

Россия (новое время)

Поставка рабов в Крым с севера шла по накатанному пути с XIII века по XVIII включительно. Этим занимались и днепровские, и донские казаки, и заперекопские ногайцы, и русские.

Так, гетман П. Дорошенко в 1670-х годах отправлял в Крым казачьи семьи, пытавшиеся перебежать к его противнику И. Самойловичу. Из России крупная партия рабов (лифляндских и ингерманландских) была доставлена в Крым в начале XVIII века. Это была добыча петровских казаков в Северной войне.

Далее, во время походов Миниха и Ласси (1730-е годы) русские снова открыли «сезоны» массовой работорговли, при этом товар доставлялся с Кавказа.

Относительно порабощения населения, удерживаемого внутри страны:

  • См. Крепостное право
  • См. Холопство
Еще по этой теме:
Аболиционизм в Великобритании
00:00, 15 февраль
Аболиционизм в Великобритании
Аболиционизм в Великобритании (англ. abolitionism от лат. abolitio — отмена) — движение за отмену рабства и освобождение рабов в центре империи, послужившее началом для отмены рабства в её колониях,
Нишане
03:00, 27 декабрь
Нишане
Нишане (лат. Nisane, польск. Niżanie, Niszanie) — средневековое западнославянское племя, входившее вместе с далеминцами, сорбами, лужичанами, мильчанами, сусельцами и другими племенами в состав
Самнер, Чарльз
22:53, 18 декабрь
Самнер, Чарльз
Чарльз Самнер (англ. Charles Sumner; 6 января 1811 — 11 марта 1874) — американский политик, сенатор от штата Массачусетс. Учёный-юрист и пламенный оратор, Самнер был лидером антирабовладельческих сил
Шушарин, Владимир Павлович
19:49, 17 декабрь
Шушарин, Владимир Павлович
Владимир Павлович Шушарин (1 мая 1924, Челябинск, РСФСР — 20 октября 1999, Москва, Россия) — советский и российский историк—медиевист, доктор исторических наук, профессор, угровед. Биография После
Рабство в Византии
23:44, 05 декабрь
Рабство в Византии
Рабство в Византии (др.-греч. δουλεία) существовало на протяжении всей её истории. Основным источником рабов были военнопленные, начиная с X века преимущественно с Балканского полуострова и Северного
Раб снов
08:23, 04 декабрь
Раб снов
«Раб снов» (англ. Slave Of Dreams) — телефильм по мотивам библейских рассказов об Иосифе, проданном братьями в рабство египтянам. Другой вариант названия в русском переводе — «Раб мечты». Фильм был
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: