Показать меню

Дореволюционный период истории санкт-петербургского трамвая

Данный раздел посвящён становлению Петербургского трамвая, начиная с конных железных дорог до 1917 года.

Конно-железные дороги и паровой трамвай

Паровой трамвай на Втором Муринском проспекте
  • Первый рельсовый уличный транспорт (конка, паровой трамвай) появился почти за полвека до электрического трамвая: в 1860 году город получил первый вид рельсового уличного транспорта — конно-железную дорогу, или в простонародье «конку». Изначально она использовалась только для грузоперевозок. Инженер Георгий Иванович Домонтович построил путь от 17-й линии до здания биржи. С 27 августа 1863 года после постройки первых пассажирских линий конка стала перевозить и пассажиров. Несмотря на невысокую скорость (не более 8 км/ч), новый транспорт пришёлся жителям по вкусу — к моменту пуска первой линии электрического трамвая конно-железные дороги проходили по всем значимым магистралям Санкт-Петербурга от центра до окраин. После появления электрического трамвая в 1907 году конка постепенно вытеснялась им, 8 сентября 1917 года она исчезла окончательно.
  • Первая линия парового трамвая или в простонародье — «паровика» была проложена в 1886 году по Большому Сампсониевскому проспекту и Второму Муринскому проспекту, хотя официально эта линия называлась «линия паровой конно-железной дороги». Паровой трамвай имел ряд преимуществ перед конкой: более высокая скорость, большая мощность. Из-за сопротивления владельцев конок и появления электрического трамвая «паровик» не получил развития — линия парового трамвая от Знаменской площади по Шлиссельбургскому проспекту до села Рыбацкое стала последней. Также в начале 1880-х годов была проложена линия паровика по набережной Лиговского канала. Паровозы паровиков хранились в Выборгском коночном парке. Как пассажирский транспорт паровой трамвай ненамного пережил конку (последний рейс в 1922 году), однако он снова появился на улицах блокадного Ленинграда для перевозки грузов и вооружения.

Ледовый трамвай

В 1880 году в городе прошли первые испытания электрического вагона изобретённого Фёдором Пироцким, прототипа трамвая. Владельцы конок препятствовали развитию нового транспорта, и в 1895 году электрический трамвай был запущен по льду Невы, поскольку закон ограждал коночников от конкуренции на улицах города. Шпалы, рельсы и столбы для контактной сети врезались прямо в лёд.

Проект электрического трамвая в Юкки (1899)

15 (27) мая 1899 года Николай II утвердил разрешение инженеру путей сообщения надворному советнику М. П. Верховскому «построить за свой счёт без всяких пособий от правительства и без права принудительного отчуждения земель электрический подъездной путь (трамвай) общего пользования в пределах Петербургской губернии и уезда от Ланского шоссе до д. Юкки с ветвью от Поклонной горы с. Спасского, общим протяжением около 17,4 версты».

Основной маршрут был проложен по Ланскому шоссе — магистрали, начинающейся в Петербурге от набережной Чёрной речки у Ланского моста. Чтобы преодолеть монополию коночников на внутригородские перевозки, отправную точку маршрута Верховский расположил на официальной границе города и Стародеревенской волости. Как и прилежащая к ней Полюстровская волость, по которой шло Ланское шоссе, к началу XX века эти районы Петербургского уезда активно поглощались городом, и уже через несколько лет были переданы Новодеревенскому участку, административно подчинённому столице. Последняя реформа административного устройства столицы, проведённая при Временном правительстве, это положение закрепила, а в советское время территории Новодеревенского участка были поделены между вновь образованными Ждановским и Выборгским районом Ленинграда.

Таким образом, в случае успешной реализации проекта трамвайная линия по Ланскому шоссе в Юкки могла де-факто стать первой линией наземного электрического трамвая в столице.

Первая очередь Городского электрического трамвая 1905—1908 гг

Схема трамвайной развязки на Знаменской площади и её строительство. 1906 год

В конце 1904 года Городской Думой был объявлен международный конкурс на право производства работ. В нем приняли участие три фирмы: «Сименс и Гальске», «Всеобщая Компания Электричества» и «Вестингауз». 29 сентября 1907 года было открыто регулярное движение электрического трамвая по улицам Санкт-Петербурга (к этому моменту уже более 10 лет успешно эксплуатировалась система ледового трамвая, функционировавшая в зимнее время на Неве). Первая линия прошла от Главного штаба до 8-й линии Васильевского острова.

Центральная электростанция

По настоянию Г. О. Графтио строители отказались от устройства серии мелких, разбросанных по городу электростанций в пользу создания единой центральной, питающей линии через трансформаторные подстанции. Трамвайная электростанция была сооружена у реки Монастырки на Атаманской улице, дом 3/6.

Тяговые подстанции

В 1908 году вступили в строй пять первых тяговых электрических подстанций. Три из них размещались в центре города:

  • № 1 Василеостровская (им. Коминтерна) — 23-я линия,10
  • № 2 Петербургская (Красных зорь) — наб. р. Карповки, 14/15
  • № 3 Рождественская (им. Урицкого) — Дегтярный переулок, 5
  • № 4 Новопетергофская (Лермонтовская) — 11-я Красноармейская, 28
  • № 5 Подьяческая (Им. 25 октября) — Большая Подьяческая, 27

Пять однотипных трансформаторных подстанций первой очереди — яркие образцы стиля модерн (арх. А. И. Зазерский и гр. инж. Л. Б. Горенберг). Они состоят из трехэтажного объема с квартирами служащих и одноэтажного машинного отделения с крупными криволинейными проемами.

Одним из тех, кто строил, а затем и работал на первых подстанциях, был выдающийся русский инженер-электротехник А. Н. Лодыгин.

Трамвайные парки

В рамках первой очереди возведены три новых трамвайных парка:

  • Василеостровский
  • Московский
  • Петербургский

Петербургский возвели на месте старого коночного парка. Московскому отдали часть бывшего коночного парка и прирезали к ней территорию за счет Горячего поля. Для Василеостровского же парка отвели совершенно новый участок, где и представилась возможность организовать полноценное транспортное предприятие по образцовой схеме.

Подвижной состав

Для пуска первой очереди были заказаны трамвайные вагоны на разных заводах:

  • МБ — трамвайный вагон фирмы «Brush» — 190 шт.
  • МП-8 — Коломенского завода и Мытищинского завода — 138 шт.
  • МП-10 — Коломенского завода и Мытищинского завода — 57 шт.

По состоянию на март 1909 года городское трамвайное хозяйство насчитывало 385 моторных вагонов.

Помимо моторных, к ноябрю 1908 года городским Управлением было закуплено 50 прицепных вагонов у Путиловского завода и 65 вагонов были перестроены из коночных вагонов с империалом. Из них, 20 штук переделал Путиловский завод, 20 штук — Петербургский вагоностроительный завод и 25 вагонов — управление эксплуатации городских железных дорог.

Таким образом, в марте 1909 года в городе было 385 моторных вагона и 115 штук прицепных вагонов, всего — 500 единиц подвижного состава.

Строительство новых линий и формирование маршрутной сети

Вторая очередь городского трамвая 1911—1915 гг

В 1911 году началась разработка проекта Второй очереди городского трамвая. Ряд сооружений (подстанции и административные корпуса) был построен архитектором Александром Ламагиным. К 1914 году трамвай уже ходил почти по всем основным улицам города. С началом Первой мировой войны развитие трамвайной сети несколько замедлилось, но на начало 1917 года в Петрограде работало 29 трамвайных маршрутов, 9 коночных линий и 1 линия паровика.

Строилась и частично функционировала как трамвайная Ораниенбаумская электрическая линия (ОРАНЭЛ или ОРАНЭЛА).

Трамвайные парки

  • Рождественский трамвайный парк — на Дегтярном, 3 (открыт в 1914 году).
  • Ланской трамвайный парк — на Сердобольской, 2 (открыт в сентябре 1917 года).
  • Крестовский трамвайный парк — на Барочной, 12 (открыт только в 1925 году).
  • Полюстровский — на Арсенальной (построен в 1954 как троллейбусный).
  • Нарвский (не построен).
  • Шлиссельбургский (не построен).

Тяговые подстанции

  • № 6 «Выборгская» — Лесной проспект, 28
  • № 7 «Староконная» — Кременчугская улица, 6
  • № 8 «Полюстровская» — проспект Императора Петра Великого, 4а
  • Подстанция Оранэлы в Княжеве — Петергофское шоссе, 91

Подвижной состав

С 1913 по 1917 годы Коломенский, Мытищинский, Сормовский, Путиловский заводы, а также Рижский завод «Феникс» поставили в Петербург 296 вагонов на двухосной неповоротной тележке и 10 вагонов на свободных осях (колёсные пары крепились прямо к кузову). Так же как и вагоны предыдущие, они имели световой фонарь, открытые площадки, две кабины. Такие вагоны впоследствии получили обозначение МВ (Моторный Второй очереди).

Еще по этой теме:
Ереванский трамвай
17:42, 03 декабрь
Ереванский трамвай
Ереванский трамвай (арм. Երևանյան տրամվայ) — трамвайная система, функционировавшая в столице Армении Ереване. Трамвайная система Еревана была открыта 29 сентября 1906 году в виде городской
Тирнштейн, Юлий Карлович
04:10, 03 декабрь
Тирнштейн, Юлий Карлович
Тирнштейн Юлий Карлович (1814—1862) — капитан Корпуса корабельных инженеров, старший судостроитель Санкт-Петербургского порта, строитель военных винтовых кораблей, проектировщик и строитель первого в
Бабаевская улица
23:54, 02 декабрь
Бабаевская улица
Бабаевская улица (в 1922—1986 годах — Пятый Бабаевский переулок, ранее — Пятая Сокольническая улица) — улица в Восточном административном округе города Москвы на территории района Сокольники.
Арнольд, Фёдор Фёдорович
21:07, 02 декабрь
Арнольд, Фёдор Фёдорович
Фёдор Фёдорович Арнольд (1850—1915) — сенатор, тайный советник. Биография Родился 22 января (3 февраля) 1850 года в семье Фёдора Карловича Арнольда. Окончил юридический факультет
Смена-Зенит
09:12, 02 декабрь
Смена-Зенит
«Смена-Зенит» — российский футбольный клуб из Санкт-Петербурга. Команда просуществовала всего один сезон (2009), выступая во втором дивизионе, весь период её существования главным тренером был
Анисимовская дорога
22:36, 01 декабрь
Анисимовская дорога
Анисимовская дорога — улица в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. Проходит от проспекта Маршала Блюхера до Зотовского проспекта. История Получила название по несуществующему ныне Анисимову
Комментарии:
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail: